На базе пенитенциарного ведомства ежегодно проходят производственную практику студенты региональных вузов. На этот раз в УФСИН России по Ставропольскому краю практику проходили 5 студентов Северо-Кавказского федерального университета. Все они – слушатели программы профессиональной переподготовки по направлению «Психологическое сопровождение служебной деятельности». Для получения практических навыков и отработки знаний, полученных в университете, студентов распределили по учреждениям ведомства, однако перед началом психологи аппарата управления провели для практикантов обучающий тренинг «Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе пенитенциарного психолога».
Метод ассоциативных карт для ведомственных специалистов не новый и активно применяется как в работе с личным составом, так и с осужденными. Как отмечает начальник межрегионального отдела психологической работы УФСИН России по Ставропольскому краю подполковник внутренней службы Валерий Григорян, при работе с картами процесс диагностики и психотерапии совмещается. Имеется возможность решения проблем на символическом уровне с привлечением неосознаваемых ресурсов психики.
Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.
Основная цель тренинга – создание условий для исследования психологических трудностей участников группы и оказания помощи в их решении.
В рамках занятия участники выполняли несколько упражнений. Например, вытянуть любую карту из колоды и начать рассказ о себе, назвать свое имя, открыть карту и глядя на нее сообщить о своем настроении, о том, как оно похоже или не похоже на картинку из колоды.
По мнению специалистов, с помощью метафорических ассоциативных карт можно работать со стрессовым состоянием, поддерживать ресурсы человека, искать рациональные решения в сложившихся ситуациях. На тренинге была создана обучающая обстановка, в ходе которой слушатели освоили новые навыки, приобрели дополнительные приёмы эффективной работы с личным составом. Полученным опытом студенты смогут воспользоваться в своей деятельности, опираясь на различные психологические подходы.
Также в ходе занятия студентам предоставили возможность испытать себя, попробовав практику стеклохождения.
Пресс-служба УФСИН России по Ставропольскому краю